19:04 «Фаустовская душа» - Фридрих Хильшер 1927 | |
«Фаустовская душа» - Фридрих Хильшер 1927 «...Душевная принадлежность к германству является основным переживанием немца. Последней великой попыткой критически и осознанно рассмотреть это основное переживание стало учение Шпенглера о фаустовской культуре. Фаустовская культура это суть немецкой души. Шпенглер видит ее глубокой полночью подымающейся из бесконечно потерянной Валгаллы в мистических глубинах, видит ее в бесконечных битвах, равнодушной к смерти, обнажающей меч, башни готических соборов хотят штурмовать небеса, лютеровское крестьянское упрямство бьется внутри, в безграничном звучит нордическая музыка лесов, в нежнейших и блаженнейших мелодиях скрывая свое безмерное одиночество или выражая его в буре и грозе, из нужды, нищеты и крови поднимается пруссачество, и когда за Фаустом следует Заратустра, вагнеровские тромбоны потрясают мир и пруссак Бисмарк поднимает корону из Рейна. За тем следует катастрофа и по-новому начинается старая борьба. У истоков легенд находятся немецкая воля к власти и немецкая внутренняя сущность, которые неразрывно связаны… Фридрих Ницше, последний великий носитель немецкой сущности, учил о воли к власти, и таким образом заново пробудил древнюю мудрость, которая начиная с времен богов, времен Зигфрида и Хагена возвещает немецкую мораль. Когда вновь начнут учить нашей внутренней сути, чтобы следовать ей, когда немецкая воля к власти не будет более одинокой, тогда, только тогда, наверное, прекратится немецкий раздор, а немецкая человечность найдет свое завершение и в своем совершенстве он отыщет дорогу к тому вечному источнику, из которого она и берет начало». Это представление о фаустовской душе наглядно представлено в статье «Старые боги». Легенды, сказки и германо-кельтская мифология образуют родную среду немецкой души. Хильшер делает акцент на борьбе как принципе существования: «...Это только немец способен понять, как можно наносить друг другу глубочайшие раны и при этом сохранять лучшую дружбу. Так как немец в своей сути сам таков: разорванный на сотни и тысячи частей, он представляет собой поле брани всех добрых и злых духов, являя из раскола в своей душе гордость и высшее единство, которое смеялось над всем серьезным и над всеми безднами удерживало одинокую и светозарную вершину, наполняющую своим сиянием все глубины… Борьба это «нет», а совершенство это «да». Рождение «да» из «нет», совершенство в борьбе, вот это гимн старых богов. Это гимн, который возвещали все великие носители немецкой внутренней сущности. Когда Экхарт учил о пылающей душе, в которой все же царит молчаливый и безмятежный покой, когда Лютер в деяниях и через деяния Сатаны видел осуществление божьего всемогущества, когда Гете пережил все порывы и всю борьбу как вечный покой, заключенный в Боге, когда, наконец, ницшеанский мир воли к власти, этот мир вечного самостановления и вечного саморазрушения как бесконечного возвращения к себе самому, имел добрую волю, то это была только все та же старая песня» (нордической мифологии). «Так борьба становится самоцелью, и сохранить верность в этой борьбе является самым ценным. И нет ничего больше. Вот ради этой борьбы и есть внутренняя сущность, так как она дает силу для этой борьбы. Это совсем другая верность, чем знают наши современники. Это верность, которая всем жертвует: клятвами, честью, собственной кровью; верность, которая знает, что только в борьбе ее собственное предназначение и осуществление». | |
|
Всего комментариев: 0 | |