Главная » 2013 » Март » 9 » Археология и древняя история Мстинско-Тверского края
01:25
Археология и древняя история Мстинско-Тверского края

Археологические раскопки в Вышневолоцком уезде были начаты князем П. А. Путятиным в начале 80-х гг. XIX в. во Млевском Бору и близ д. Федово. В 1901 г. И. А. Тихомиров изучил объекты по берегам оз. Мстино, близ д. Дивинец он производил раскопки курганов. В этом же году князь А. А. Ширинский-Шихматов исследовал более 80 погребений в Федовском могильнике.

Следующий этап в изучении древностей приходится на первую половину XX в. В это время открыты первые стоянки каменного века на р. Мсте и берегах озер в её бассейне. Много кремневых орудий собрал учитель Алексеевской школы Н.И. Гумилевский. В 1929 г. археолог П.Н. Третьяков вместе с Н.И. Гумилевским осматривали и описывали места находок, а также обследовали курганы и городища, расположенные на озерах правобережья Мсты. В конце 40-х гг. поселения каменного века и средневековья на оз. Мстино, Пудоро и Тубасс изучала Л.Я. Крижевская.

Много для изучения истории района сделал директор Вышневолоцкого музея А. X. Репман. Выявлены и изучены многочисленные курганные могильники, проведены раскопки в нескольких курганных группах и на городище Борки. Под руководством М. Ф. Фехнер в 1952 и 1965–68 гг. была раскопана серия курганов у деревень: Березино, Шитовичи, Пуйга, Шихино и во Млевском Бору. 

В 70–90-е гг. XX в. детально обследованы курганы Верхневолжской экспедицией ИА АН СССР под руководством Д. А. Крайнева, в 80-х гг. отрядом Волго-Окской экспедиции ИА АН СССР и Историко-археологической экспедицией Тверского (тогда Калининского) государственного университета, в середине 90-х гг. экспедицией Гос. Инспекции по охране памятников Тверской области.

В 1986 г. И. В. Ислановой и М. Е. Смирновой исследованы два кургана в бассейне р. Волчины. В 1987 г. А. Д. Максимовым обнаружен разрушающийся грунтовый могильник и два захоронения по обряду сожжения. В 1989–90 гг. работы велись О. М. Олейниковым в курганной группе Шитовичи (Селиваниха) и на селище Шитовичи.

На территории Вышневолоцкого края известно более 400 археологических памятников. Заселение края началось после отступления последнего валдайского ледника и существенного потепления климата 10–11 тыс. лет назад. При раскопках на оз. Удомля стоянки Акулово была установлена дата – 10 тысяч лет назад. Поселения размещались по берегам водоемов. Хозяйство было связано в основном с охотой и рыболовством. Главные орудия труда изготавливались из кремня, кости и дерева. Население в эпоху мезолита было малочисленным – выявлено всего 18 памятников. В культурном отношении, жители бассейна Мсты были близки населению более северных территорий – бассейна Онеги и Карелии (принадлежало к угрофинскому суперэтносу).

Подвижки населения здесь всегда были связаны с уникальным водораздельным положением района, наличием удобных путей при движении с севера на юг (pеки Мста – Тверца) и с запада на восток (pеки Шлина – Мста – Волчина). Это были пути миграции, торговли, военных походов.

На эпоху неолита (5–3 тыс. лет до н. э.) приходится климатический оптимум, когда на Русской равнине установились благоприятные условия. Среднегодовая температура тогда в среднем была на 2–2,5 градуса выше современной. К этому периоду относится наибольшее число древних поселений района – более 160. Неолитические стоянки концентрировались: 1) по берегам озер и проток на левобережье в верховьях Мcты; 2) по берегам озер и проток на правобережье Мсты; 3) по берегам реки Волчина и её притоков; 4) в бассейне реки Шегры.


Тогда одновременно на одном крупном озере существовало не более одного-двух поселений. Место для поселения выбиралось на невысоких берегах лесных озер, древних проток, древних озерных расширений рек. Как правило, это были участки удобные для рыболовства. В неолитическое время умели изготавливать из глины керамические сосуды. Они использовались для приготовлении пищи и для хранения продуктов. Сосуды имели конусовидное дно, для удобства их обогрева в очаге среди камней. Внешняя поверхность горшков имела орнамент магического значения. На территории лесной зоны Восточной Европы по характеру этого орнамента выделено несколько археологических культур.


Вышневолоцкий район входит в зону взаимодействия двух крупных культур: сначала валдайской и верхневолжской, а затем – мстинской (вариант валдайской) и льяловской (Волго-Окскго междуречья). Потомки местных мезолитических племен на протяжении раннего и среднего неолита вступают во взаимодействие с несколькими потоками пришельцев из более восточных территорий, а затем из южных – Волго-Окского междуречья. В результате таких контактов и взаимодействия появляются новые археологические культуры.

В эпоху ранней бронзы характер расселения по выделяемым микрорайонам не меняется. Здесь селились племена волосовской культурной общности, охватывающей территорию от Верхневолжья на восток до нижнего Прикамья. На рубеже 3 и 2 тыс. лет до н. э. на Волгу из Поднепровья и территорий современной Польши и Прибалтики проникают индоевропейские племена культуры каменных боевых топоров. Эта культура названа фатьяновской, она известна по грунтовым могильникам, в которых кроме каменных орудий были найдены отдельные украшения из бронзы. На территории Вышневолоцкого района подобных могильников не обнаружено, но есть серия находок каменных сверленых топоров. Возможно, эти мигранты с юга были киммерийцами.

В этот же период фиксируется перемещение населения с территории современной Восточной Латвии (исследование К. В. Воронина). Это население изготавливало своеобразную керамику, украшенную текстильным орнаментом (отпечатками ткани). После смешивания с местными племенами на большом пространстве от Прибалтики до Волго-Окского междуречья образуется общность, к которой исследователи относят несколько культур с текстильной посудой. Эта общность сохраняется здесь и в эпоху раннего железа, примерно, до рубежа I тыс. лет до н. э. и I тыс. н. э. Скорее всего, это был этнос балтов кривичей, поклонявшихся богу Криве.

В эпоху раннего железа, начиная с середины I тыс. до н. э., в крае появляются укрепленные поселения – городища. Чаще всего городища обнесены несколькими валами и рвами. На вершинах валов, видимо, находились ещё и деревянные частоколы. Городища возводились на высоких грядах вблизи озер и рек. Это значит, что населяющие край этносы начали враждовать друг с другом, защищаться от пришельцев.

На территории района выделяется несколько скоплений городищ: Лялино Ширяево – Липовицы; Почеп Филино – Пуйга – Дягилеве; Глебцево – Шелемиха; Филатиха – Чеполшево – Овсище; Заборовье – Иваньково – Черенцово. Эти микрорайоны, возможно, были территориями отдельных племен. Факт сооружения городищ свидетельствует о неспокойной обстановке в конце I тыс. до н. э. – первой половине I тыс. н. э. (это была эпоха Великого переселения народов). По археологическим материалам в это время фиксируются передвижения населения из более южных и более западных областей, потесненных в свою очередь племенами степной и лесостепной зоны Восточной Европы и Западной Сибири. Вблизи городищ тогда были и неукрепленные поселения.

Во время вражеского нападения жители неукрепленных поселений наверняка уходили в укрепленные и совместно отстаивали свою землю и свои ресурсы. В это время с юга, вероятно, проникают сначала славяне и готы, а затем славяне-словене, теснимые гуннами.

Население в то время, кроме охоты и рыболовства, занималось скотоводством и, видимо, земледелием на пойменных почвах. При раскопках городища Борки (Липовицы) обнаружены многочисленные остатки железоделательного производства: крицы, шлаки. Железо варили в специальных печах из местной болотной руды. Для первой половины-середины I тыс. н. э. характерно также изготовление различных вещей, в основном украшений, из привозных цветных металлов. Подобный медеплавильный комплекс был обнаружен В. А. Буровым при раскопках городища Варварина Гора на р. Шлине.

Следы населения раннего железного века, говорившего на языке прибалтийско-финского склада, близкого финскому, сохранились в названиях некоторых рек и озер: р. Пуйга (Лесная), оз. Пудоро (Лесное озеро), оз. Тишадро. Название основной реки Мсты (Черная) также финское, оно восходит, видимо, к более отдаленным временам. Археологи относят население раннего железного века к дьяковской культуре. Характерный признак этой культуры – керамика с сетчатой поверхностью (отпечатки ткани или штампа), определенный набор бронзовых украшений и наличие глиняных грузиков, назначение которых остается неясным. Подобная керамика и грузики были найдены при раскопках Борков.

В середине I тыс. н. э. на рассматриваемую территорию проникают отдельные славянские группы, возможно, из районов современной Польши. Смешение их с местными племенами привело к возникновению так называемой культуры длинных курганов, названной по хорошо фиксируемым на местности удлиненным погребальным насыпям. Большинство исследователей связывают эти курганы с летописными кривичами, в составе которых, кроме славян, были и потомки местного финского и пришедшего сюда балийского населения. Скорее всего, кривичи изначально были частью балтов, но длительный контакт со славянами привел к тому, что этот народ перешел на славянский язык и перенял многие славянские традиции (ославянился), став новгородскими словенами. Однако в стиле строительства домов вплоть до середины ХХ в. просматриваются два культурных истока новгородцев – словянский и кривичский, о чем я уже писал раньше.

Вблизи могильников в виде длинных курганов выявлены поселения, пока не изучавшиеся археологами. Кроме того, рядом известно несколько городищ, предварительно относимых к раннему железному веку. Серия насыпей длинных курганов в Вышневолоцком районе была исследована несколькими поколениями археологов. Памятники эти расположены исключительно на песчаных почвах. Курганные насыпи сооружались на грядах вдоль древних проток и по берегам озер, некоторые, например Богданиха, сейчас превратились в болота. Несколько групп курганов и отдельных насыпей образуют огромные кладбища, протяженностью иногда до 1 км и насчитывают до 50 насыпей. Курганы расположены цепью в 1–3 ряда. В одной группе встречаются и удлиненные, и округлые, и прямоугольные курганы. Иногда насыпи так оплыли, что первоначальная форма выявляется только при раскопках. Например, визуально округлая насыпь в Шитовичах, после раскопок оказалась прямоугольной. Среди насыпей встречаются курганы огромных размеров (сопковидные) – высотой до 5,5 м и диаметром в основании 33x40 м (Овсище, Кузнечиха).

Длинные Курганы расположены несколькими скоплениями: Липовицы – Дивинец Имоложье; Тишадро – Пуйга Шишево; Перхово Волчина Чеполшево; Шегра – Чамка Садва. В этих микрорайонах, видимо, обитало близкородственное население. Погребальный обряд – сожжение. В одном и том же кургане находилось несколько захоронений членов одной семьи. Остатки кремации помещались в разных частях кургана, курган постепенно досыпался, отчего курганы эти длинные. Кости ссыпали в ямки, в урны, иногда накрытые другим сосудом. Погребальный инвентарь сильно поврежден в огне: спекшиеся оплавленные бусы, обломки железных и медных предметов. Некоторые курганы были пустыми – это, скорее всего, своеобразные "заготовки" для будущих захоронений, не сделанных по неизвестным причинам. Либо заготовители ушли в другое место, либо их перебили враги. Но возможно, пустые курганы на родине насыпались, когда воин погибал в походе или тонул в озере или реке.

Конец I тыс. н. э. связан с культурой сопок, названной так по крупным монументальным сооружениям. Как правило, вблизи сопок находилось поселение, жители которого и соорудили подобную насыпь. Памятники культуры сопок немногочисленны и они расположены в иных почвенных условиях, нежели длинные курганы.

Высокие круглые погребения-сопки большинство исследователей связывают с новгородскими словенами. Это население выбирало участки, прежде всего благоприятные для занятия земледелием. Сопки известны на р. Боровенке, оз. Олыпево, в среднем течении pp. Садвы и Шегры. Вопрос о том, как возникла культура сопок остается не совсем ясным. Среди жителей этих поселков находились пришедшие сюда раннеславянские группы, не сооружавшие погребальные курганы. Возможно в результате контакта пришедших с юго-запада славян с местным населением и населением народа длинных курганов и складывается древнерусское население региона. Первоначально это древнерусское население археологически представлено культурой сопок.

До недавнего времени сопки считались исключительно погребальными сооружениями. Однако раскопки таких насыпей современной методикой выявили, что это преимущественно культовые памятники. При исследовании сопки (Мерлугино) на окраине г. Удомли в основании насыпи и на промежуточных этапах её сооружения, были обнаружены интересные ритуальные комплексы. Фактически, сопка была своеобразным языческим капищем-храмом. В центре – обнаружены остатки столба, не исключено, что это был деревянный идол. Вокруг столба находились жертвенные ямы (с костями животных), выкладки из крупных валунов, в том числе выкладка "жертвенник". На слое кострища находились многочисленные остатки разбитых сосудов. Собственно захоронение было всего одно – на вершине сопки. Предположительно, на заключительном этапе возведения сопки на ней похоронили жреца или жрицу.

С конца I тыс. н. э. район входит в состав Новгородской земли. Древнерусская эпоха - это время активного действия водного пути по Мсте и Тверце на Волгу. Перестают сооружаться насыпи ДК и эти территории пустеют. В районе фиксируется только три древнерусских центра. Одно древнерусское поселение находилось вблизи Федовского могильника. Другое – на оз. Имоложье. Похоже, что этот пункт "Имъвъложъ" упомянут в берестяной грамоте, найденной в Новгороде в слоях XII – XIII вв. Ещё один местный административный пункт находился на р. Шегре у современной д. Шитовичи. При раскопках этого поселения найден разнообразный керамический материал, стеклянные бусы, железные изделия и самое главное – 2 печати новгородских князей: Ярослава Изяславича и Святополка Мстиславича.

В курганном могильнике Шитовичи обнаружены захоронения по обряду трупоположения, в ямах с западной ориентировкой, т. е. по христианскому обряду. При женщинах сохранились детали украшений погребального костюма: ожерелья из бус, браслеты, бронзовые височные кольца. Материалы из Федовского могильника, копавшегося в 1901 г., не сохранились. В архивах остались лишь фотографии вещей и их описание. Погребенные имели разную ориентировку: на север, запад, восток. По мнению В. Я. Конецкого захоронения в основном были ориентированы на расположенную рядом сопку. При работе с материалом могильника удалось реконструировать три разных женских погребальных костюма, отражающие разные культурные традиции населения и, возможно, разное происхождение жителей Верхнего Помостья. При общих древнерусских деталях – проволочные височные кольца, бусы – в одних случаях встречены украшения в виде шейных гривен и цепочек, в других – подвески-лунницы, в третьих – бусинные височные кольца.

Для средневекового периода пока выявлено 17 поселений и, предположительно, один могильник. Ближайшая задача археологов и историков – поиск и изучение многочисленных деревень, упомянутых в Новгородских писцовых книгах Деревской и Бежевской Пятин. Судя по обзору археологических памятников Вышневолоцкий район выделяется многочисленностью расположенных здесь древностей. Основная задача – сохранить эти уникальные памятники археологии. Есть ещё много неясных вопросов по древнейшей истории края, решение которых невозможно без специальных исследований. Практически не изучены поселения эпох камня и бронзы, городища середины I тыс. н. э., раннесредневековые поселения. Остается неясной история участка на древнейшем волоке из Балтийского в Волжский бассейн – на месте современного города Вышнего Волочка.

При погребении над потухшим костром, где сжигалось тело, насыпался песчаный холм. Иногда на холме сжигался ещё труп, и холм насыпали выше. В результате высота отдельных погребальных сопок достигает 10 м. С распространением христианства появились кладбища - жальники. Сопки, курганы и жальники охраняются как археологические памятники. С ними связано много легенд и сказаний.

Таким образом район Вышнего Волочка и водораздел между бассейном Мсты и бассейном Тверцы всегда был зоной контакта разных культур, разных этносов. При этом собственно славянский этнический элемент в формировании населения региона был невелик, преобладали балтийский и угрофинский элементы. Проникновение балтов кривичей предшествовало проникновению славян, но уже в пределах Валдайской возвышенности эта волна западных переселенцев по сути растворилась в местном угрофинском населении. Уже задолго до проникновения сюда славян, населению Валдайского региона было известно и земледелие, и выплавка железа. Славяне, вероятно, принесли сюда новые более совершенные технологии и приемы земледелия.

Город Боровичи на реке Мсте – один из старейших городов на Северо-западе России на отрогах Валдайской возвышенности. Здесь много лесов, рек и озёр. Боровичский край был обжит ещё более 5 тыс. лет назад. Здесь изучены многие неолитические стоянки, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Уже тогда лепили посуду из глины и до обжига украшали ее узорами из ямок, волнистыми линиями. При раскопках найдены кремниевые наконечники стрел и копий, топоры и скребки. В 1974 году, на месте неолитического поселения на берегу озера Шерегодро в 44 погребениях, из 47, археологи нашли янтарные украшения, подтверждающие связи между местными и прибалтийскими племенами. Изделия из кремня и черепки глиняной посуды попадаются на берегах озера Крюково. Остатки древних поселений найдены на берегах всех крупных озёр. В первом тысячелетие до нашей эры люди умели добывать железо из болотных руд. Об этом свидетельствуют древние кузницы на озере Большое Кузино. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры берега Мсты и её притоков начали быстро заселятся кривичами и славянами, принесшими более высокие технологии, и новые ремёсла.

Реки края издавна служили удобными путями сообщения. Из Мсты можно было попасть в Балтийское, Белое, Чёрное и Каспийское моря. В несудоходных местах между реками и озёрами лодки перетаскивали – волочили по суше, позже выкопали каналы и соорудили плотины. Сохранилось немало названий сёл и городов с корнем «волок». Озеро Межволочное расположено между двух волоков. От села Волок по Новгородскому озёрному волоку – системе рек, каналов и озер можно было добраться до реки Мологи, оттуда спуститься по Волге до Твери и через реку Тверцу попасть снова в верховья Мсты. В средние века на Мологе устанавливались крупные ярмарки, на которые приезжали купцы из дальних стран. Неслучайно на окраине Боровичей, у деревни Плёсо в 1935 г. нашли клад арабских монет – дирхемов чеканки VIII–IX веков, что свидетельствует о торговых связях края с арабским Востоком.

В Начальной летописи за 947 г. впервые упоминается река Мста. Киевская княгиня Ольга тогда отважилась пуститься зимой в путешествие на санях, чтобы навести порядок во взимании дани, на новгородских землях, подчинённых тогда Киеву. Она устанавливала погосты – административные центры края. Располагались погосты вдоль водных путей, в местах пересечения сухопутных дорог. Тогда вокруг Боровичей было не менее 20 погостов. Они находились в разных пятинах Новгородской земли, разделённых рекой Мстой: с юга – Деревская, с севера – Беженская пятины. В Борисоглебском погосте с древних лет находился таможенный двор для сбора пошлин с приезжающих в новгородскую республику. Этот таможенный двор был оставлен и уничтожен уже при царе Алексее Михайловиче Романове. Наличие таможни говорит о том, что здесь поблизости была граница.

О Мсте говорится в Новгородской первой летописи, где под 1196 г. сообщается, что изгнанный из Новгорода князь Ярослав Владимирович, княживший в Торжке, взимал дань «по верху Мьсте и за Волочком». Свято-Духовой монастырь, судя по надписи на раке Якова Боровичского гласила, что монастырь основан в 1327г., а каменная соборная церковь в нём (ныне не сохранившееся) построена 1345 г. В сёлах Перёдки, Волок, Осиновец, возле села Сопины, Кушавера и в ряде других мест сохранились остатки монастырей более древних, чем Боровичский. Монастыри, как правило, появлялись поблизости от основным торговых путей. Боровичский погост впервые упоминается в Переписной оброчной книге Деревской пятины около 1495 г. Среди поселений, примыкавших к нему, встречаются знакомые названия ныне существующих деревень: Потерпелицы – сейчас Заречная, Бобовик, Сушани, и другие. Это были небольшие селения. В Потерпелицах тогда, например, было всего три двора.

В 1478 г. новгородские земли вошли в состав Московского государства, на его северо-западных границах тогда строились мощные укрепления. Расширялась торговля, увеличивались перевозки. Это привело к оживлению примстинских селений. Жители строили суда, проводили их по реке, изобиловавшей порогами, чинили разбитые плоты и барки. «Судоплатец», «судопроходец» были обычными в этих местах специальностями. 
Развивается и растёт Боровичский Рядок, названный так в Писцовой книге 1564 г. В нём уже значилось 114 дворов, 42 лавки, 11 амбаров. Двадцать девять хозяйств в нем были пашенными – занимались земледелием. Жители Боровичского Рядка платили не с земли, как обычно, а с построек. Всё это указывает на торговый и ремесленный уклад жизни жителей этого поселения.

В начале XVII века русское государство переживало системный кризис вследствие пассионарного перенапряжения, борьбы за власть бояр, активизации внешних врагов – Польши и Швеции. Центробежные силы в государстве активизировались вследствии ряда неурожайных (голодных) лет. Это было время смены царских династий – русских рюриковичей на прозападных романовых. Сопротивление Лжедмитрию II приняло всенародный характер. Царь Высилий Шуйский обратился за помощью к Швеции, и в 1609 г. в Выборге был подписан военный союз России и Швеции против Польши. Но шведы не спешили помогать московскому царю, рассчитывая поживиться за счёт русских земель при развале Руси. В 1611 г. пятнадцатитысячный отряд шведов под командованием Якова Делагарди занял Новгород. В захваченных русских городах и погостах шведы оставляли гарнизоны, обязывая местное население содержать свои войска. Значительные силы шведов стояли тогда на погосте Белом на Мсте (пос. Любытино), в Тихвине, Старой Руссе и других городах северо-запада Руси. Их отряды откровенно грабили окрестное население, жгли сёла и деревни. Союзники вели себя как захватчики, ничем не отличаясь от поляков. Жители прятались в лесах и начинали осознавать, что никакие поляки и шведы – им не помощники, а враги, что надо объединяться и гнать из Руси тех и других.

Как отмечает летопись, «Погост Спасский Боровицкий сожжен и воёван, а место церковное пусто». Были так же сожжены Потерпелицы, Перёдки, и другие селения. Полны скорби строки Молотковской летописи: «В лето 7119 (1611 г.) …. мнози мёртвых мужска и женска полу телеса лежаху непокровенна, мнози же в воде утонуше, а иные в огне сгореша, и быть плач, и рыдание, и вопль мног, и слёзы и стон, и сетование».

В конце концов не царь с боярами, а простые люди встали на защиту земель «отчич и дедич». В конце 1612 года народное ополчение, собранное Кузьмой Мининым, и Дмитрием Пожарским в Нижнем Новгороде и Ярославле, освободило от поляков Москву и большую часть страны. Затем все силы были направлены на разгром "союзников" шведов. Весной 1613 г. отряды русского ополчения под командованием Симеона Прозоровского и Леонтия Вельяминова в 50 верстах от Боровичей, около села Устрека, на истоке реки Уверь, разбили шведов. «Бысть сеча зла и побежа проклятые немцы…. и мнози от них побиении быже».

Категория: Курганы | Просмотров: 1569 | Добавил: Монолит | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru Библиотека аномальных явлений