Главная » 2013 Март 9 » Определение и местонахождение курганов
01:17 Определение и местонахождение курганов | |
Прежде чем начинать рассматривать загадки курганов Руси, наверное, целесообразно будет определиться с самим понятием «курган». Дело в том, что само это слово уже таит загадку и ставит вопросы, на которые пока нет однозначного ответа. Так что же такое курган? Для ответа обратимся к словарям и проанализируем некоторые наиболее распространённые определения. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона рассказывает следующее: Курганы – куполовидные могильные холмы доисторических времен, рассеянные в южной и юго-западной России, Сибири и Средней Азии; весьма часто заключают бронзовые, золотые и серебряные сосуды и украшения. При всём уважении к старинному изданию, здесь мало с чем можно согласиться. Во-первых, в верхнем течении Западной Двины, Днепра, Волги, Ловати, в бассейне реки Великой и Псковского озера обнаружены захоронения кривичей которые отличаются от прочих своей удлинённой (валообразной) формой. По своей форме они и получили название – длинные курганы. Следовательно, куполовидность, которую словарь Брокгауза и Ефрона выделяет в определение уже не есть единственно возможная форма, то есть отличительный признак. Следующая часть определения относит курганы к доисторическим временам, однако XIV век, к которому принадлежат поздние курганные захоронения трудно назвать доисторическим. Ну и наконец, определение ареала курганов в южной и юго-западной России, Сибири и Средней Азии также несостоятельно, так как курганы встречаются на всех континентах кроме Австралии и Антарктиды. Действительно, в курганах часто находят клады, хотя и не всегда. Интереснее фраза, которая собственно и раскрывает суть понятия. Итак, курганы – могильные холмы. В общем-то не вызывает сомнений, но вот какое определение приводится в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова: Курган – (от турецкого (! - В.) kurgan – крепость) бугор над древней могилой, могильник; холм, небольшая горка. И далее там же: Сторожевой курган – высокая земляная насыпь в древней Руси для пограничного надзора. Логично предположить, что могильный холм, с которого открывался хороший обзор, а личность погребённого под ним была забыта, мог использоваться для устройства на нём пограничного поста. Но почему Ушаков выводит слово «курган» от турецкого «крепость»? Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля приводит такое толкование слова: Курган – (от татарского) холм, горка; насыпной холм, древняя могила, могилища; ледяная гора, носящаяся по морю; металлический кувшин, с носиком, ручкою и крышкою, кубган, кунган, с татарского правильнее кумган; бакалдина с водою. Итак, уже, помимо турецкого, появляется татарское слово, а количество значений сильно увеличивается. Популярный Этимологический Словарь приводит более короткое определение, в котором погребение не упоминается вовсе: Курган – холм, а также кувшин, заимствовано из тюркских языков, где имело значение «крепость». Отнесение слова к тюркским языкам вообще кажется более уместным, чем конкретно к турецкому или татарскому. В определении Даля появляется словосочетание «насыпной холм». Если принять слово «насыпной» тождественным в данном случае слову «рукотворный», что напрашивается само собой, то и с данным определением нельзя согласиться в полной мере, ведь к курганам относят и занесённые землёй могильные сооружения. Интересно проследить связь кургана как могилы с прочими составными частями определения этого слова по Далю. Ледяная гора, носящаяся по морю, то есть айсберг, скорее всего, получила название «курган» по аналогии со степными курганами, как возвышенностями на относительно ровной поверхности. Любопытно упоминание металлического сосуда, по описанию очень напоминающего чайник. О связи его с могильным холмом, породившей сходные названия, можно только предполагать. То ли это из-за того, что оба они являются закрытыми вместилищами чего-либо – могила закрывает землёй покойного, а чайник хранит в своём чреве закрытую крышкой воду; то ли прах умершего после кремации помещался в похожий сосуд перед помещением его под земляную насыпь. Непонятным остаётся упоминание Далем помимо всего прочего кургана как бакалдины с водою. По тому же Далю бакалдина – (восточно-рязанское и пензенское) глухой заливец или ковш; поемная яма, колдобина, кутлубоина; ямина, которая наливается водой по весне и остается как бы озерком; глубокая зажора по дороге в распутицу. Единственное что приходит на ум по этому поводу – всё то же объединение по принципу вместилища чего-либо, однако, конечно, претендовать на истинность суждений здесь не приходится. Но вернёмся к происхождению слова «курган». М.Э. Аджиев, доцент географического факультета МГУ, сообщает: «На русском языке слово "курган", как пишет крупнейший топонимик Э.М. Мурзаев, прежде означало "граница", "межа". Почему? Потому что в первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами начиналась чужая земля». Если вспомнить сторожевой курган из словаря Ушакова, то заявление выглядит вполне логично. Однако если всё же вдуматься, то появляются большие вопросы. Допустим для русских курган это граница. Тогда почему для турок это крепость? Ничего ли не путает Аджиев? – Русские издревле хоронили своих вождей в высоких курганах. Именно высокие курганы, а не низкие холмики были пригодны для организации на них сторожевых постов. До принятия христианства на Руси такое вообще вряд ли было возможно, поскольку захоронения предков священны. Соответственно русское отождествление кургана с постом или границей сравнительно позднее, либо относится к чужим, то есть именно тюркским курганам, а не к курганам вообще. Кто же от кого что заимствовал? Ответ на этот вопрос в некоторой степени даёт академик Ю.А. Шилов. По его авторитетному мнению, слово «курган» происходит вовсе не от тюркских языков, а от шумерского «кур-ан» и «кур-галь» - «гора неба» и «гора великая» соответственно. Шилов пишет: «Курганный обряд впервые был развит в Северном Причерноморье IV-II тыс.д.н.э. племенами араттов и ариев – оставивших после себя такие археологические культуры как Триполье (усатовский вариант), Средний Стог, ямную, катакомбную, срубную и др. Условные названия трех последних культур происходят от основных конструкций подкурганных могил». Подводя итог всему сказанному, приведу статью А. Л. Монгайта из Большой Советской Энциклопедии, посвящённую курганам: Курган – насыпь над древней (? – В.) могилой, иногда – занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (IV - III тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях (курганы древнеямной культуры), в Предкавказье (курганы майкопской культуры) и Закавказье. Во 2-й половине III тыс. до н. э. курганы распространились в Малой Азии, на Балканах, в Центральной Европе. Позднее курганы получили распространение на всех континентах (кроме Австралии). В Восточной и Северной Европе и Центральной Азии курганы сооружали до позднего средневековья. Курганы обычно полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: высота от 0,3 - 0,6 м. при диаметре 3 - 4 м. до 20 и более метров высота при диаметре свыше 100 м. Т. н. длинные курганы имеют вид вытянутых насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Курганы насыпали и над вырытыми в земле могилами, и над захоронениями, произведёнными на поверхности земли. Могилы под курганами имеют различное устройство: склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью, кроме могил, бывают дополнительные сооружения – оградки из камней, каменные, кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпки кургана, или в другом месте, а под курганом хоронили сожжённый прах. Известны курганы, насыпанные над большими родовыми кладбищами с расположением могил концентрическими кругами, рядами и т. д. Кроме основных погребений, в насыпях встречаются т. н. впускные захоронения, произведённые позднее. Иногда каждое последующее захоронение сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту кургана. В насыпях курганов находят остатки тризны (поминок): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу помещали различную утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жён покойного. Курганы бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда включающими до 3000 насыпей (например, Гнёздовские курганы). С ростом имущественного расслоения увеличивалась разница между богатыми и бедными погребениями. Особенно отличаются своими размерами и богатством курганы племенных вождей середины и конца I тыс. до н. э. в степях Европейской части СССР (у скифов, меотов), Южной Сибири и Монголии. На Руси у городского населения обычай захоронения в курганы прекратился с введением христианства, однако сельское население продолжало хоронить умерших по старому, языческому обряду до XIV в. | |
|
Всего комментариев: 0 | |